Главная Теоретический материал Лабораторные работы Задачи Тесты Контакты

Узбекское Агентство
Связи и Информатизации



Ташкентский Университет Информационных Технологий


Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»

Направления:

5521900Информатика и
информационные технологии,
5523500Защита информации,
5523600Электронная коммерция,
5811200Сервис (информационный сервис),
5811300Сервис (электронные и
компьютерные технологии),
5320200Информатика и
библиотековедение,
5140900Профессиональное образование
(по направлению
информатика и
информационные технологии).


Преподаватель дисциплины



Доцент
Чернев Дмитрий Алексеевич

4. Внешнее проектирование программного обеспечения

Цель работы:

- проведение внешнего проектирования конкретной программы;

- разработка взаимодействия разрабатываемой программы с пользова­телем: сценарий, экранные формы, набор подсказок,  и пр.

Порядок выполнения работы и отчетность.

Во время выполнения лабораторной работы необходимо описать ожидаемое поведение разрабатываемой программы с точки зрения внешнего по отношению к нему наблюдателя (обычно - пользователя), то есть осуществить "конструирование" внешних взаимодействий будущей программы продукта с пользователем без конкретизации его внутреннего устройства.

Работа должна быть оформлена в виде  внешней спецификации.

Теоретические сведения.

Внешнее проектирование мало, чем связано (если связано вообще) с программированием; более непосредственно оно касается понимания обстановки, проблем и нужд пользователя, психологии общения человека с машиной. Эта сто­рона внешнего проектирования становится все более значительной по мере того, как применение ЭВМ все больше начинает затрагивать пользователей, незнакомых с программированием.

Результаты внешнего проектирования программы отражаются во внешней спецификации, в которой может быть представлено  описание следующих внешних аспектов программы:

-   организация диалога программы с пользователем;

-        состав меню, подменю ...;

-        описание действий функциональных клавиш;

-        все экранные формы или протокольные экранные сообщения;

-        сообщения, выдаваемые пользователю во время проведения сеанса работы программы и выдаваемые пользователем на них ответы;

-        сообщения об ошибках;

-        подсказки пользователю, организация "помощи";

-        структура и организация баз данных;

-        описание и подготовка входных данных;

-        выходные печатные формы;

-        другие внешние сопряжения программы.

Внешняя спецификация должна быть написана на понятном пользователю и разработчику языке для уменьшения вероятности возможных недоразумений. Причем, проверку корректности и полноты спе­цифи­кации необходимо проводить еще до начала программирования.

Основные правила организации диалога программы с пользователем. 

1. Согласовывайте способ взаимодействия программы с пользователем, с его под­готовкой и уровнем, с ограничениями, в условиях ко­торых он работает.

2. Выходные данные должны выдаваться программой в требуемой форме и обязательно с комментариями. Нельзя, например, выда­вать их в виде числа, а тем более - в виде набора чисел.

3. Обеспечьте концептуальную целостность для разных типов вводимых / выводимых сообщений. Например, все сообщения выдачи на эк­ран, отчеты должны иметь одинаковые форматы, стиль и сокращения.

4. Старайтесь, чтобы пользователь вводил данные с клавиатуры как можно меньше. Будет лучше, если ему будет дана возможность выбора вводимых данных в виде меню, что исключит ошибки ввода пользователем. Сообщения, вводимые пользователем, должны быть как можно короче, но не настолько, чтобы исчезла их осмысленность.

5. Обеспечьте средства  "помощи" - специальный  набор  функций (подсказки) по оказанию пользователю помощи, если тот запутал­ся или забудет какое-либо правило взаимодействия.

6. Старайтесь, чтобы  программа  не  рассердила  пользователя. Избегй­те оскорбительных сообщений.  Общайтесь с пользователем на его языке, а не на тарабарском жаргоне программистов.

7. Помните о дизайне экрана. С эстетично оформленным экраном приятней работать. Экранная форма может быть разнообразной.

8. Старайтесь на каждое входное сообщение выдавать какое-либо уведомление. Программа должна принимать любые вводимые данные. Если данные не являются тем, что программа считает допустимым, то она должна информировать об этом пользователя.

9. Спроектируйте программу так, чтобы пользователь в любой момент работы с ней мог закончить эту работу или перейти в предыдущее состояние. Предполагается, что в первом случае программа успешно завершит свою работу (закроет открытые файлы, очистит переменные памяти и т.д.)

10. Ошибки пользователя должны обнаруживаться немедленно.

11. Не стремитесь исправлять входное сообщение пользователя.

Например, в медицинской информационной системе пользователь случайно нажимает на лишнюю клавишу, вследствие чего входное сообщение принимает вид "Рэтиловый спирт" вместо сообщения "Этиловый спирт". Система исправляет это сообщение на "Мети­ловый спирт". Известно, что этиловый спирт опьяняет, а метиловый спирт убивает.

12. Любые действия пользователя, как правильные, так и неправиль­ные, должны контролироваться программой. В качестве отрицатель­ного примера можно привести  программу, которая может вдруг аварийно, преждевременно закончить свою работу.

 



Главная Теоретический материал Лабораторные работы Тесты Контакты