Главная Теоретический материал Лабораторные работы Задачи Тесты Контакты

Узбекское Агентство
Связи и Информатизации



Ташкентский Университет Информационных Технологий


Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»

Направления:

5521900Информатика и
информационные технологии,
5523500Защита информации,
5523600Электронная коммерция,
5811200Сервис (информационный сервис),
5811300Сервис (электронные и
компьютерные технологии),
5320200Информатика и
библиотековедение,
5140900Профессиональное образование
(по направлению
информатика и
информационные технологии).


Преподаватель дисциплины



Доцент
Чернев Дмитрий Алексеевич

Визуальное программирование

Разрабатывая программное обеспечение (приложение) для пользователя, разработчик тратит много времени на програм­мирование пользовательского интерфейса.

С появлением операционной системы Windows появились и новые инструментальные средства типа Delphi, Vizual Basic, Access и др. для создания приложений по методу GUI (Graphical User Interface -- графический интерфейс пользователя), с по­-мощью которого основа приложения «визуально рисуется» на экране.

Теперь можно в короткие сроки построить пользовательский интерфейс разрабатываемого программного продукта на основе простого механизма создания нестандартных панелей инстру­ментов, командных кнопок и пользовательских меню.

При этом совсем не требуется писать программы в клас­сическом понимании этого слова. Они будут автоматически составлены на встроенном языке программирования во время разработки приложения.

Выполнение программы, полностью написанной на алго­ритмическом языке высокого уровня в традиционном смысле, начинается с первой строчки и протекает через различные ее части согласно заданному алгоритму. Управление приложением пользователь, как правило, осуществляет через пункты меню, «горячие» клавиши, а также — через сообщения, вводимые им на запрос программы.

Приложение, разработанное по Windows GUI-технологии, работает совершенно по-другому.

Его ядром является набор независимых частей кода (про-цедур), активизирующихся в ответ на события, происходящие вокруг. Это является принципиальным.

Теперь вместо создания программы, отражающей мысли программиста, получается приложение, управляемое пользо­вателем.

1

Интегрированная среда разработки в Vizual Basic

Визуальное программирование выполняется в так называемой  интегрированной рабочей среде (Integrated Development En­vironment) и предполагает следующие действия:

-    создание интерфейсапользователя в виде формы, на кото- рой размещают («рисуют») элементы управления приложением, например, текстовые поля и кнопки управления;

определение свойствдля формы и элементов управления, чтобы задать, например, надписи, цвет и размер;

-    записьсоответствующего программного кода(текста прог­раммы) в ответ на события, чтобы оживить приложение (чтобы оно работало).

Интегрированная среда разработки для Windows (IDE for Windows) обычно состоит из следующих частей:

заголовок— верхняя строка, содержащая также три кнопки Windows: свертывания, развертывания и закрытия окна;

-   строка менюпозволяет управлять приложением;

-   панель инструментов(кнопок) - для ускорения выпол- нения многих обычных действий, часто служащая альтернативой команд меню;

-   рабочая область -- область окна, в которой создаются и обрабатываются все объекты приложения, она практически занимает все окно;

-   контекстное менюсодержит команды для часто выпол­няемых действий.

Контекстное окно открывается после нажатия на правую кнопку мыши, когда ее указатель находится на объекте, с которым в данный момент происходит работа. Список доступных команд контекстного меню зависит от того, на какой области среды разработки был выполнен щелчок.

В зависимости от инструментальной среды разработки при­ложения добавляются другие части. Например:

-   строка статуса и подсказок — нижняя строка. В ней выво-дятся сообщения о работе системы;

-   панель элементов управления (Toolbox), которая содержит набор инструментов, необходимых во время разработки прило­жения для размещения элементов управления на форме;

-   окно свойств (Properties), в котором устанавливаются свойства для выбранной формы или элемента управления;

-   окно редактора кода, в котором редактируется прог­раммный код;

-   дизайнер форм — окно, в котором разрабатывается форма;

-   другие окна.

Отметим, что все окна представляют собой обычные окна Windows, получающие по умолчанию все стандартные харак­теристики окна текущей версии Windows. В частности, они наследуют такие элементы, как границы с изменением размера, оконное меню управления (в левом верхнем углу), а также кнопки Maximize, Minimize и Exit в правом верхнем углу.

На экране одновременно могут находиться несколько окон, представляющих разные приложения или объекты. Каждый объект имеет полный доступ к буферу обмена (clipboard) и к инфор-мации большинства приложений Windows, работающих в одно и  то же время. Но только с одним окном может работать пользо­-ватель в данный момент времени. Это окно будет иметь «Активный заголовок окна» (active title bar), выделенный повышенной яркостью. Про него говорят, что он имеет фокус.

Современные инструментальные средства разработки прило­жений для пользователя предлагают разработчику набор мас­-теров, которые помогут ему в короткий срок спроектировать нужное программное обеспечение.

Мастер разработкиавтоматизирует процесс создания проекта или его части. Разработчику проекта остается только отвечать на вопросы, задаваемые мастером в ходе его создания. В процессе разработки приложения можно в любое время вернуться назад или остановить (закончить) работу мастера. В итоге будет авто­матически сгенерировано большое количество полезного кода.

Конечно, все требования пользователя мастер выполнить не в состоянии. Поэтому, чтобы полностью и окончательно «оживить» все автоматически созданные мастером возможности, проек­тировщику приложения потребуется добавить некоторое коли­чество дополнительного кода.

Мастер разработки приложения представляет собой мощное,  но всего лишь вспомогательное средство программирования. Он не может полностью заменить программиста.

Фундаментом, основой создания интерфейса приложения являются формы (forms).

Формаэто объект, который обладает свойствами, опреде­ляющими внешний вид формы, методами, определяющими ее поведение, и событиями, которые определяют ее взаимодействие с пользователем. Режим формы и ее удобный дизайн представляет собой дружественную среду общения приложения с пользо­вателем.

Форма содержит элементы управления приложением: поля ввода (text boxes), меню, командные кнопки (command buttons), переключатели (option buttons), флажки (check boxes), списки (list boxes), линейки прокрутки (scroll bars), а также диалоговые окна для выбора файла или каталога. Она может содержать объекты OLE (Object Linking and Embedding — связь и внедрение объек­-тов), например, картинки, музыку и диаграммы.

Элементы управления - это объекты, содержащиеся внутри формы и обеспечивающие интерактивный режим работы пользо­вательского приложения.

Каждый тип элемента управления относится к определенному классу и имеет свой собственный набор свойств, методов и событий.

 Одни элементы управления лучше всего подходят для ввода или отображения текста, другие - для управления приложением.

Для отображения или ввода текста в форме применяются элементы управления метка (Label) и тестовое поле (Text Box).

Меткаиспользуется для отображения на форме текста, который пользователь не может изменять.

Она обычно используется для оформления формы. Например, для вывода заголовков и подсказок пользователю, для описания других элементов управления и пр.

Отображаемый в метке текст управляется свойством Caption, которое может быть установлено во время разработки при­ложения в окне Properties (Свойств) или оператором прис­ваивания во время выполнения программы.

Текстовое полеявляется гибким элементом управления и применяется как для получения вводимых пользователем данных, так и для отображения текста.

Его не следует использовать для отображения неизменяемого пользователем текста.

Его значение можно установить или изменить тремя спо­собами: разработчиком приложения во время проектирования в окне Properties (Свойств), оператором присваивания во время выполнения программного кода или пользователем во время выполнения приложения.

Современные инструментальные средства разработки прило­жений обычно содержат несколько стандартных элементов управ­ления, полезных для организации выбора: флажок (Check boxes), переключатели (Option buttons), список (List box) и комби­нированное окно. (Combo box)

Флажокпоказывает, включено или нет определенное условие и может принимать только два значения типа «да/нет», «правда/ ложь», «1/0» и т.п.

Так как флажки работают независимо друг от друга, поль­зователь может установить любое их число одновременно.

При выполнении щелчка на флажке для него происходит событие Click (Щелчок), которое может быть обработано в программном коде.

Переключателипредоставляют пользователю выбор из двух или более возможностей.

Обычно они работают в группе. При выборе одного, немед­ленно сбрасываются все другие переключатели в группе.

Объединение переключателей в группу означает для пользо-

вателя, что он может выбрать одну и только одну возможность из заданного набора переключателей.

Списокпредставляет пользователю перечень возможных ва­риантов выбора, отображаемых обычно вертикально в виде списка.

Если число элементов списка превышает возможности отображения их в окне, то появляется полоса прокрутки, с помощью которой пользователь может просматривать список элементов, прокручивая его с вверху вниз.

Комбинированное окносовмещает возможности списка и текстового поля.

В этом элементе управления пользователь может производить выбор значения либо вводом текста в поле ввода комбини­рованного окна, либо выбором элемента из его списка.

Одним из основных способов обеспечения взаимодействия пользователя с приложением является кнопка управления (Com­mand Button), нажатием которой пользователь может выполнять разнообразные действия.

Существует много способов «нажать» кнопку управления:

-   щелкнуть «мышью» на кнопке;

-     переместить фокус на кнопку, нажимая клавишу <ТаЬ>, и
затем выбрать эту кнопку, нажав клавишу <Spacebar> или < En­ter >;

-     нажать клавиши доступа (<Alt> + подчеркнутая буква>)
для выбранной кнопки управления;

— установить значение для кнопки в программе равным True.

Все эти действия заставляют вызывать процедуру обработки события Click (Нажатие на кнопку).

Между прочим, кнопка, получающая фокус, становится трехмерной. Это достигается рисованием тонкого пунктирного прямоугольника вокруг текста на кнопке, и тонкого прямо­угольника вокруг самой кнопки.

Для улучшения дизайна формы применяются так называемые «.Графические элементы управления», которые облегчают работу с графикой. Это могут быть изображения (картинки), линии, прямоугольники и т.п.

При запуске проекта формы становятся окнами, которые и видит пользователь.

Создание интерфейса приложения заключается в размещении элементов управления в форме, в задании для них значений свойств в окне Properties (Свойства) и в написании программ, обрабатывающих события типа щелчка «мыши»; нажатия на клавишу, открытия формы и пр. Последнее действие представляет собой традиционное программирование.

Программные коды размещаются в процедурах обработки событий (event procedures) или в отдельных модулях и могут быть вызваны на изменение в окне редактора кода.

Созданное приложение работает по следующему алгоритму:

1. Отслеживаются все окна и элементы управления для каж-дого окна на предмет определения всех событий, относящихся к
ним (движения или щелчки мыши, нажатие клавиш, получение
или потеря фокуса и т.п.).

2.  Когда событие определено и для него не находится встро­енная процедура ее обработки, то ищется процедура, написанная
программистом для обработки данного события.

3.  Если такая процедура существует, она выполняется, иначе
ожидает следующее событие.

4.  Выполнение пункта 1.

Перечисленные действия повторяются циклически до тех пор, пока приложение не завершит работу.

Создав интерфейс приложения с помощью форм и элементов управления, необходимо написать программный код, который определяет поведение приложения.

Современные инструментальные средства разработки при­ложений делают написание программ приятным и легким про­цессом, позволяя автоматически вносить операторы, свойства и параметры в текст программы, при наборе которого редактор отображает список подходящих операторов, прототипов функций или значений.

При вводе имени элемента управления появляется раскры­вающийся список его свойств. Такая возможность полезна, если программист не знает точно, какие свойства доступны данному элементу управления. Если программист забыл формат оператора или функции, ему будет предоставлена синтаксическая помощь - при вводе правильного ключевого слова или правильного имени функции немедленно под текущей строкой отображается синтаксис оператора или функции.

Можно отмечать строки кода с помощью закладок (book­marks), чтобы позже, при необходимости вернуться к этим строкам.

Осталось заметить, что каким бы ни был мощным редактор кода, сколько бы он ни выполнял функций за программиста, он никогда не заменит пос­леднего. Только опытный программист, использующий правила хорошего стиля программирования, может написать правильные, надежные, эффек­тив­ные, удобные для применения и легко читаемые программы.


Назад


Главная Теоретический материал Лабораторные работы Тесты Контакты