Главная Теоретический материал Лабораторные работы Задачи Тесты Контакты

Узбекское Агентство
Связи и Информатизации



Ташкентский Университет Информационных Технологий


Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»

Направления:

5521900Информатика и
информационные технологии,
5523500Защита информации,
5523600Электронная коммерция,
5811200Сервис (информационный сервис),
5811300Сервис (электронные и
компьютерные технологии),
5320200Информатика и
библиотековедение,
5140900Профессиональное образование
(по направлению
информатика и
информационные технологии).


Преподаватель дисциплины



Доцент
Чернев Дмитрий Алексеевич

Сопровождение программного обеспечения

Программные средства являются одним из наиболее гибких видов промышленных изделий и эпизодически подвергаются изменениям в течение всего времени их использования.

Иногда достаточно при корректировке программного обес­печения внести только одну ошибку для того, чтобы резко снизилась его надежность или его корректность при некоторых исходных данных.

Для сохранения и повышения качества программного обеспе­чения необходимо регламентировать процесс модификации и поддерживать его соответствующим тестированием и контролем качества. В результате программное изделие со временем обычно улучшается как по функциональным возможностям, так и по качеству решения отдельных задач.

Работы, обеспечивающие контроль и повышение качества, а также развитие функциональных возможностей программ, сос­тавляют процесс сопровождения.

В процессе сопровождения в программное обеспечение вно­сятся следующие изменения, значительно различающиеся при­чинами и характеристиками;

- исправление ошибок -  корректировка программ, выдающих неправильные результаты в условиях, ограниченных техническим заданием и документацией. Исправление ошибок требуют около 20% общих затрат на сопровождение.

-   регламентированная документами адаптация программного обеспечения к условиям конкретного использования, с учетом характеристик внешней среды или конфигурации аппаратуры, на которой предстоит  функционировать программам. Адаптация занимает около 20% общих затрат на сопровождение.

-   модернизация -  расширение функциональных возмож­ностей или  улучшение характеристик решения отдельных задач в соответствии с новым или дополнительным техническим зада­нием на программное изделие.  Модернизация занимает до 60% общих затрат на сопровождение.

1
    Исправление ошибок 20%      Модернизация ПО 60%         Адаптация 20%

                          Затраты на сопровождение программного обеспечения

Первый вид изменений (исправление ошибок) является непредсказуемым и его трудно регламентировать.

Остальные виды корректировок носят упорядоченный харак­тер и проводятся в соответствии с заранее подготавливаемыми планами и документами. Эти корректировки в наибольшей сте­пени изменяют программные изделия и требуют наибольших затрат.

Поэтому изменения, обусловленные ошибками, в боль­шинстве случаев целесообразно по возможности накапливать и реализовывать их, приурочивая к изменениям, регламенти­рованным модернизациями.

Однако некоторые ошибки вызывают необходимость срочного исправления программ. В этих случаях допустимо некоторое отставание корректировки документации при более срочном и регистрируемом исправлении самих программ.

 Сопровождение программ — это «ложка дегтя» для каждого програм­миста, всегда помеха при начале разработки какого-либо нового проекта, заставляющая отвлекаться от его разработки и возвращаться к старым программам и старым проблемам.

Что делает сопровождение программного обеспечения крайне непривле­кательным? Это плохо документированный код, не­достаточно полное начальное проектирование и отсутствие внешней документации.

Если все этапы жизненного цикла разработки программного обеспечения выполнялись правильно, то сопровождение не будет вызывать серьезных проблем, а будет элементарной технической поддержкой и модификацией внедренного программного про­дукта.

Со временем, иногда через десятки лет, сопровождение программного обеспечения прекращается. Это может быть обус­ловлено: разработкой более совершенных программных средств; прекращением использования сопровождаемого программного продукта; нерентабельным возрастанием затрат на его соп­ровождение.

Отметим, однако, что программное изделие может долго применяться кем-либо и после прекращения его. сопровождения от лица разработчика, потому, что этот некто может плодотворно использовать программное изделие у себя самостоятельно, без помощи разработчика.

Для того чтобы со временем прийти к обоснованному ре­шению о прекращении сопровождения программного обеспе­чения, необходимо периодически оценивать эффективность его эксплуатации, возможный ущерб от отмены сопровождения. В некоторых случаях решение о прекращении сопровождения принимается при противодействии со стороны отдельных поль­зователей.


Назад


Главная Теоретический материал Лабораторные работы Тесты Контакты