Главная Теоретический материал Лабораторные работы Задачи Тесты Контакты

Узбекское Агентство
Связи и Информатизации



Ташкентский Университет Информационных Технологий


Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»

Направления:

5521900Информатика и
информационные технологии,
5523500Защита информации,
5523600Электронная коммерция,
5811200Сервис (информационный сервис),
5811300Сервис (электронные и
компьютерные технологии),
5320200Информатика и
библиотековедение,
5140900Профессиональное образование
(по направлению
информатика и
информационные технологии).


Преподаватель дисциплины



Доцент
Чернев Дмитрий Алексеевич

Основные правила организации диалога программного изделия с Пользователем

1. Согласовывайте способ взаимодействия программного изделия с пользователем, с его подготовкой и уровнем, а также с ограничениями, в условиях которых пользователь работает.

Нельзя, например, чтобы дата рождения выводилась в форме: 2.5Е1  -0.5Е1  -1.001ЕЗ.

2. Сообщения, вводимые пользователем, должны быть как можно короче, но не настолько, чтобы исчезла их осмысленность. Будет лучше, если ему будет дана возможность выбора ввода сообщения, например, из списка, что исключит ошибки ввода пользователем.

3. Старайтесь, чтобы пользователь вводил как можно меньше данных с клавиатуры. Величины, которые можно вычислить в программе, вводить не надо, их надо определять в программе.

В качестве отрицательного примера можно привести случай, когда программа просит ввести код сотрудника фирмы. Разве можно запомнить все коды сотрудников в большой организации? Код сотрудника не только не надо вводить, его даже не надо выводить. Инспектор кадров не должен знать о существовании кода сотрудника. Ведение кода сотрудника — внутреннее дело программы.

4. Обеспечьте концептуальную целостность для разных типов вводимых или выводимых сообщений. Например,  все  сообщения выдачи на экран дисплея, отчеты должны иметь одинаковые форматы, стиль и сокращения.

5. Обеспечьте средства «Помощи» — специальный набор функций (подсказки) по оказанию пользователю помощи, если он запутается или забудет какое-либо правило взаимодействия с программным изделием.

Средства помощи не должны содержать избыточную информацию: само собой разумеющиеся действия в подсказку не выносят (Например, «Отказ - Esc»). Но если описание какого-либо действия в подсказку попало, то это действие в данный момент времени обязательно должно работать.

6.  Помните о дизайне экрана. С эстетично оформленным экраном приятнее работать. В художественном оформлении экрана не принято использовать более трех цветов.

7. Общайтесь с пользователем на его языке, а не на «тара­барском» жаргоне, программистов.

8. Старайтесь, чтобы программное изделие не рассердило пользователя, ибо это может привести к некоторым неожи­данным ситуациям на входе.

Избегайте оскорбительных сообщений. Сообщение-просьба лучше, чем сообщение-приказ. Хорошо, если сообщение содер­жит «волшебные» слова типа «пожалуйста».

9. Обеспечьте концептуальную целостность интерактивного режима работы программного изделия. Во всех ветвях программы одинаковые действия должны инициализироваться одинаковыми клавишами. Например, переход в предыдущее состояние или отказ от предложения во всех ветвях программы всегда осу­ществляется нажатием клавиши Esc, выход из программы — F10 и т. д.

10. Программное изделие должно принимать любые вводимые пользователем данные.

Если данные не являются тем, что система считает допусти­мым, то она все равно должна их принять, информировать об этом пользователя и обработать их соответствующим образом.

11. Старайтесь на каждое входное сообщение пользователя выдавать какое-либо уведомление. Без этого пользователь может засомневаться, правильно ли сообщение было введено, и попы­таться повторить ввод, вследствие чего может возникнуть чрева­тая ошибками ситуация.

12. Спроектируйте  программное  изделие  так,  чтобы  пользо­ватель  в  любой  момент  работы  с  системой  мог  закончить  эту работу или перейти в предыдущее состояние. Предполагается, что в первом случае система успешно завершит свою работу (закроет открытые файлы, очистит переменные памяти и т.д.).

13. Ошибки пользователя должны обнаруживаться немед­ленно.

14. Не стремитесь исправлять входное сообщение пользо­вателя.

Например, в медицинской информационной системе пользователь случайно нажимает на лишнюю клавишу, вследствие чего входное сообщение принимает вид «Рэтиловый спирт» вместо входного сообщения «Этиловый спирт». Система исправ­ляет: «Метиловый спирт». Известно, что этиловый спирт опья­няет, а метиловый спирт убивает.

15. Выходные данные должны выдаваться в требуемой форме, и обязательно прокомментированными. Нельзя, например, выда­вать их в виде числа, или в виде набора цифр. Анкетные данные струдника фирмы, например, лучше вывести в привычной для инспектора отдела кадров виде — анкетной карточки и пр.


Назад


Главная Теоретический материал Лабораторные работы Тесты Контакты