Главная Теоретический материал Лабораторные работы Задачи Тесты Контакты

Узбекское Агентство
Связи и Информатизации



Ташкентский Университет Информационных Технологий


Кафедра
«Программное обеспечение информационных технологий»

Направления:

5521900Информатика и
информационные технологии,
5523500Защита информации,
5523600Электронная коммерция,
5811200Сервис (информационный сервис),
5811300Сервис (электронные и
компьютерные технологии),
5320200Информатика и
библиотековедение,
5140900Профессиональное образование
(по направлению
информатика и
информационные технологии).


Преподаватель дисциплины



Доцент
Чернев Дмитрий Алексеевич

Психофизические особенности человека, связанные с восприятием, запоминанием и обработкой информац

При проектировании пользовательских интерфейсов необ­ходимо учитывать психофизические особенности человека, свя­занные с восприятием, запоминанием и обработкой инфор­мации.

Исследованием принципов работы мозга человека занимается когнитивная психология. Специалисты в этой области предлагают упрощенную информационно-процессуальную модель мозга, представленную на рисунке.

Информация о внешнем мире поступает в наш мозг в огром­ных количествах. Часть мозга, которую условно можно назвать «процессором восприятия», постоянно без участия сознания перерабатывает информацию, сравнивая с прошлым опытом, и помещает в хранилище уже в виде зрительных, звуковых и прочих образов.

Любые  внезапные  или  просто значимые  для  нас  изменения  в окружении  привлекают  наше  внимание,  и  тогда  интересующая  нас информация  поступает  в  кратковременную  память.  Если  же наше внимание не было привлечено, то информация в храни­лище пропадает, замещаясь следующими порциями.

В каждый момент времени фокус внимания человека может фиксироваться в одной точке. Поэтому, если возникает необ­ходимость «одновременно» отслеживать несколько ситуаций, то обычно фокус перемещается с одного отслеживаемого элемента на другой. При этом внимание «рассредоточивается», и какие-то детали могут быть упущены. Например, при «прокрутке» текста или рисунка с использованием линейки прокрутки окна Windows приходится одновременно смотреть на текст, чтобы определить, где остановиться, и на ползунок. Поскольку текст важнее, фокус внимания перестает перемещаться на мышь, и она «соскакивает» с ползунка линейки.

Следует иметь в виду, что обработка процессором восприятия требует некоторого времени и, если сигнал выдается в течение времени, меньшем времени обработки, то наш мозг его не воспринимает.

Существенно и то, что восприятие во многом основано на мотивации. Например, если человек голоден, то он в первую очередь будет замечать все съедобное, а если устал — то, войдя в комнату, он в первую очередь увидит диван или кровать.

Необходимо также учитывать, что в процессе переработки информации мозг сравнивает поступающие данные с преды­дущими. Так, если показать человеку последовательность сим­волов: А, В, С, то он может принять 13 за В.

1  

Упрощенная информационно-процессуальная модель мозга 

При смене кадра мозг на некоторое время блокируется: он «осваивает» новую картинку, выделяя наиболее существенные детали. А значит, если необходима быстрая реакция пользователя, то резко менять картинку не стоит.

Краткосрочная память — самое «узкое» место «системы об­работки информации» человека. Ее емкость приблизительно равна 7 2   2 несвязанных объектов. Краткосрочная память является своего рода оперативной памятью мозга, именно с ней работает про­цессор познания, но невостребованная информация хранится в ней не более 30 с.

Чтобы не забыть какую-нибудь важную для нас информацию, мы обычно повторяем ее «про себя», «обновляя» информацию в краткосрочной памяти. Таким образом, при проектировании интерфейсов следует иметь в виду, что подавляющему боль­шинству людей сложно, например, запомнить и ввести на другом экране число, содержащее более 5 цифр или некоторое сочетание букв.

Люди вносят в каждую деятельность свое понимание того, как она должна выполняться. Это понимание — модель деятельности — базируется на прошлом опыте человека. Множество таких моделей хранится в долговременной памяти человека.

В долговременную памятьзаписываются постоянно повто­ряемые сведения или информация, связанная с сильными эмо­циями.

Долговременная память человека это хранилище информации с неограниченной емкостью и временем хранения. Однако доступ к этой информации весьма непрост: по всей вероятности, меха­низмы извлечения информации из памяти имеют ассоциативный характер.

Специальная методика запоминания информации (мнемо­ника) использует именно это свойство памяти: для запоминания информации ее «привязывают» к тем данным, которые память уже хранит и позволяет их легко получить. Поскольку доступ к долговременной памяти затруднен, целесообразно рассчитывать не на то, что пользователь вспомнит нужную информацию, а на то, что он ее узнает.  Именно  поэтому  интерфейс типа  меню  так  широко используется.

Особенности восприятия цвета. Цвет в сознании человека ассоциируется с эмоциональным фоном. Известно, что теплые цвета: красный, оранжевый, желтый человека возбуждают, а холодные: синий, фиолетовый, серый — успокаивают. Причем цвет для человека является очень сильным раздражителем, поэтому применять цвета в интерфейсе необходимо и крайне осторожно.

Следует иметь в виду, что обилие оттенков привлекает вни­мание, но быстро утомляет. Поэтому не стоит ярко раскрашивать окна, с которыми пользователь будет долго работать. Необходимо учитывать и индивидуальные особенности восприятия цветов человеком (примерно каждый десятый человек плохо различает какие-либо цвета), поэтому в ответственных случаях необходимо предоставить пользователю возможность настройки цветов.

Особенности восприятия звука. В интерфейсах звук обычно используют с разными целями: для привлечения внимания, как фон, обеспечивающий некоторое состояние пользователя, как источник дополнительной информации и т. п. Применяя звук, следует учитывать, что большинство людей очень чувствительны к звуковым сигналам, особенно, если последние указывают на наличие ошибки. Поэтому при создании звукового сопровож­дения целесообразно предусматривать возможность его отклю­чения.

Субъективное восприятие времени.Человеку свойственно субъективное восприятие времени. Считают, что внутреннее время связано со скоростью и количеством воспринимаемой и обрабатываемой информации. Занятый человек обычно времени не замечает.

Зато в состоянии ожидания время тянется бес­конечно, что связано с тем, что в это время мозг оказывается в состоянии информационного вакуума. (К аналогичному сос­тоянию приводит и усталость: информация поступает, но больше обрабатывается, а потому и ход времени замедляется).

Доказано, что при ожидании более 1—2 секунд пользователь может отвлечься, «потерять мысль», что неблагоприятно сказы­вается на результатах работы и увеличивает усталость, так как каждый раз после ожидания много сил тратится на включение в работу.

Сократить  время  ожидания  можно,  заняв  пользователя,  но  не  отвлекая  его  от  работы.  Например,  можно  предоставить ему какую-либо  информацию  для  обдумывания.  По  возможности целесообразно  выводить  пользователю  промежуточные  резуль-таты: во-первых, он будет занят их обдумыванием, во-вторых, по ним он сможет оценить будущие результаты и отменит операцию, если они его не удовлетворяют.

Известны попытки использования для «развлечения» поль­зователя анимации, например, в Windows при копировании файлов демонстрируется «ролик» с летающими листочками. Однако следует иметь в виду, что при первом просмотре ани­мации она интересна, а когда в течение получаса наблюдаешь, как «летают» листочки при получении информации из Ин­тернета, то это начинает раздражать.

Чтобы уменьшить раздражение, возникающее при ожидании, необходимо соблюдать основное правило: информировать поль­зователя, что заказанные им операции потребуют некоторого времени выполнения. Обычно для этого используют индикаторы оставшегося времени, анимированные объекты, как в Ин­тернете, и изменение формы курсора «мыши» на песочные часы.

Очень важно точно обозначить момент, когда система готова продолжать работу. Обычно для этого используют значительные изменения внешнего вида экрана.

В итоге взаимодействие пользователя с интерфейсом будет определяться не только физическими возможностями и осо­бенностями человека по восприятию, обработке и запоминанию информации, представленной в различных формах, а также по выполнению им разнообразных действий, но и пользовательской моделью интерфейса.


Назад


Главная Теоретический материал Лабораторные работы Тесты Контакты